«Дао физики» Фритьофа Капры

Долго не садился за конспект к этой книге, потому что получилось слишком много заметок. Даже если поделить рассказ на несколько частей, то уместить всё было бы трудно. Я постарался ужать цитаты, поэтому будет много многоточий, не удивляйтесь.

Мне она помогла утрясти то, что крутилось последнее время в голове, поэтому я советую прочесть её полностью самим. Но обо всём по порядку, курсив везде мой.

Книга рассказывает о схожести современной физики и восточных философских концепций: даосизма, буддизма, индуизма.

Всё начинается с того, что автор приводит примеры, как западная цивилизация старательно разделяет чувственный опыт и рациональный:

В основе его [Рене Декарта] мировоззрения лежало фундаментальное разделение наших представлений об окружающем мире на две независимые сферы: сферу сознания и материальную. В результате ученые смогли рассматривать материю как нечто неживое и полностью независимое от них, а материальный мир — как огромную, сложную систему

…человеческий ум знает два способа познания, сознания: рациональный и интуитивный, — и они традиционно ассоциируются с наукой и религией соответственно

Но по мнению автора это не так продуктивно, как мы привыкли думать. Самое главное, что вредит в таком разделении — неточность наших знаний в итоге:

Научный метод абстрагирования эффективен, но за это нужно платить свою цену… Мы точнее определяем систему понятий и строже воспринимаем взаимосвязи в мироздании, и наш метод всё больше отдаляется от реальности

…нам проще понять наши представления о реальности, чем ее саму, и мы часто путаем одно с другим и принимаем свои идеи и символы за реальность. Одна из основных целей мистических учений Востока — освободить нас от этой путаницы

Уверенность в том, что наши абстрактные понятия об отдельных «вещах» и «событиях» отражают реалии нашего мира, — не более чем иллюзия

Все используемые нами для описания природы понятия ограничены; это не факты, а продукты нашего мышления — части нарисованной карты, а не реальной местности

Одна из самых трудных и в то же время самых важных задач при создании модели — определение границ ее применения… как только модель или теория начинает работать, следует задать себе такие вопросы: Почему она работает? Каковы ее ограничения? В чем именно состоит ее приблизительность?

В ньютоновской физике такой подход работал, а вот в нынешней физике уже нет. Потому что чем точнее учёные стараются описать законы природы, тем парадоксальнее они кажутся:

Глубинная сущность бытия всегда кажется парадоксальной и абсурдной, если стремиться постичь ее только силой интеллекта. Мистики всегда признавали это, а наука столкнулась с такой проблемой недавно

Сейчас наблюдатель уже не может быть просто «наблюдателем», а становится «участником» события, за которым наблюдает. Поэтому и рациональный метод рано или поздно перестанет работать:

В атомной физике ученый не может играть роль объективного наблюдателя; он становится частью наблюдаемого мира… Джон Уилер… предлагает заменить слово «наблюдатель» словом «участник»

Однажды будет достигнута точка, где необъясненным элементом… окажется сам научный контекст. Далее теория не будет более способна выразить результаты словами или рациональными понятиями и… выйдет за пределы науки… Знание, содержащееся в таком видении, будет полным, но его невозможно будет выразить словами. Оно станет тем знанием, которое подразумевал Лао‑цзы… «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает»

Потом книга показывает, как такое разделение повлияло на наш образ мышления:

Учение Декарта… сильно влияло на западную философию… «Мыслю, следовательно — существую» в западной культуре понималось так: человек отождествляет себя со своим разумом, а не всем организмом… И большинство людей воспринимают себя как отдельное эго, существующее «внутри» их тела

Вместо того чтобы признать, что личность каждого — результат сложного переплетения мужских и женских элементов, общество установило статичный порядок, по которому все мужчины должны быть только мужественны, а женщины — только женственны. В результате все общественные привилегии и ведущие роли принадлежат мужчинам

А затем автор обращается к чувственному опыту и показывает, что он — тоже важная часть знаний и непреодолимое ограничение в процессе познания:

Восточные мистики утверждают, что преодоление уз времени позволяет раздвигать границы мира, в котором существуют причинно‑следственные связи. Как и общепринятые представления о пространстве и времени, понятие причинности ограничено нашим опытом мировосприятия

Пока мы стремимся объяснять, мы связаны узами кармы и становимся заложниками своей сети понятий. Выйти за пределы слов и объяснений — значит разорвать узы кармы и обрести освобождение

[В даосизме] признавая относительность… норм морали, мудрец не стремится к добру… Он старается поддерживать динамическое равновесие между добром и злом

Автор часто указывает, как восточные философии отличаются от западного рационального метода познания:

Восточные мистики хотят подчеркнуть эмпирический характер своего знания… Стадия экспериментов в исследовании соответствует «прозрению» восточного мистика, а научные модели и теории — способам его интерпретации

Показывает, что без принятия чувственного опыта трудно выразить и воспринять то, что происходит вокруг:

Для простого человека существует парадоксальное противоречие: нам нужны слова, чтобы рассказать о своих внутренних ощущениях, которые по природе своей выходят за пределы языка

Перед тем, как начать рассказывать о самих концепциях, книга объясняет, в чём их цель и что они стараются донести:

Высочайшая их цель… — осознание единства и взаимосвязи всех вещей, преодоления ощущения обособленности и слияние с высшим бытием

Суть — осознание единства и взаимосвязанности вещей и явлений, восприятие всего как проявлений единства

Одна из высших целей человека в духовных традициях Востока — осознание того, что все противоположности полярны, а значит, образуют единство

Затем автор рассказывает об основах концепций и их ключевых понятиях. Об индуизме:

…не означает, что мир — иллюзия. Обманчивы только наши мысли о том, что формы и структуры, вещи и события — реальные проявления природы. Это лишь цепочка понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и классифицируя мир. Майя — наша иллюзия, возникающая при отождествлении понятий с реальностью, или карты местности — с самой местностью

Чтобы понять, как индуисты могут жить с таким множеством божеств, нужно осознать основное его положение: все божества по сути одинаковы. Это проявления одной и той же реальности, воплощения разных сторон бесконечного, повсеместно присутствующего и абсолютно непостижимого Брахмана

О буддизме. Здесь я нашёл много пересечений с книгой «Тонкое искусство пофигизма»:

Утверждение… что пустота — основная суть действительности, не следует понимать в нигилистическом смысле. Оно означает, что все понятия реальности, сформированные человеческим разумом, не истинны

Первая Благородная Истина утверждает, что основная составляющая человеческого существования — страдания, порождающие разочарования. Разочарование коренится в нашем нежелании признать… что всё вокруг нас не вечно и преходяще

По мнению буддистов, страдание возникает, когда мы начинаем сопротивляться естественному течению жизни

Вторая Благородная Истина разъясняет причину возникновения страданий —… «привязанности» или «жажды». Это бессмысленная привязанность к жизни, проистекающая из невежества

Согласно Третьей Благородной Истине, страдания и разочарования могут быть прекращены. Мы способны освободиться от уз кармы и достичь полного освобождения — нирваны

Четвертая Благородная Истина [призывает] следовать Благородному Восьмеричному Пути, который тоже ведет к достижению состояния Будды

Будда учил, что… прошлое, будущее, физическое пространство… и личность, всё это — лишь названия, формы мышления, общеупотребительные слова, попросту искусственная реальность

О дзене. Здесь прямо видно, насколько слова — неточный, замороченный и тяжеловесный инструмент:

…учение дзен считает достоинством «отсутствие слов, объяснений, наставлений и знания» в своей философии. Учение сосредоточено только на достижении просветления, а толковать свой опыт его последователи не любят… «Заговаривая о чем‑то, ты теряешь нить»

Сиди спокойно и ничего не делай. Весна приходит и трава растет сама собой

В беседах наставники стремятся говорить как можно меньше и использовать слова, чтобы отвлечь внимание учеников от абстрактных рассуждений, обратив его на конкретную действительность

Просветление здесь значит не удаление от мира, а активное участие в повседневных делах

Когда дзенского наставника Бо‑чжана попросили дать определение дзен, он сказал: «Когда голоден — ешь, когда устал — спи». Вроде бы просто и очевидно… но на самом деле это сложная задача

О даосизме. Тут очень много о цикличности, преобразовании из одной формы в другую, смене событий и явлений:

Сторонники даосизма в первую очередь интересовались созерцанием природы и постижением ее Пути, Дао. По мнению даосов, человек достигает счастья тогда, когда следует естественному порядку, действуя под влиянием импульсов и доверяя интуиции

Текучесть и изменчивость свойственны всему мирозданию… Мудрец стремится распознать [устойчивые модели мироздания] и действует в соответствии с ними. Он становится «человеком с Дао», живущим в гармонии с природой

Основной признак Дао — цикличность его движения и изменений

Основной ее посыл — идея о непрекращающихся превращениях и преобразованиях всего сущего

Даосизм оперирует скорее интуитивной мудростью, чем рациональным знанием. Признавая ограниченность и относительность разума, даосизм дает способ освобождения от существующего мира

Они утверждают: если хочешь добиться чего‑либо, следует начать с его противоположности

Если Будда «так приходит и уходит», то даосский мудрец — тот, кто «течет… вместе с течением Дао»

Очень хорошо об изменениях, их причинах, как к ним относиться:

Говоря о даосском понятии перемен, важно понимать, что любое изменение рассматривается даосами не как результат воздействия внешней силы, а как проявление внутренне присущей всем вещам склонности меняться. Движения Дао не навязаны ему извне, они происходят естественно и самопроизвольно. Спонтанность — вообще принцип действия Дао, и все человеческие поступки тоже должны быть спонтанными

О сущности дао:

…уподобляет Дао долине между гор или сосуду, который всегда остается пустым, сохраняя способность содержать в себе всё бесконечное множество вещей

Ещё хорошо про озарение:

Мы порой забываем… какое‑то слово и не можем вспомнить его Оно «вертится на языке», но не соскочит с него, пока мы не сдадимся… И внезапно… мы вспоминаем… слово. Мышление при этом не включается. Это и есть неожиданное озарение. Оно особенно характерно для буддизма, согласно которому наша изначальная природа — природа просветленного Будды, и мы просто забыли ее

Ещё автор часто в лоб сравнивает современную физику и философии:

Восточный мистицизм основан на непосредственном постижении реальности, а физика — на наблюдении явлений природы в рамках экспериментов. В обеих системах познания наблюдения получают толкование при помощи слов. Поскольку слово — приблизительная карта действительности, словесные описания результатов научного эксперимента или мистического откровения неточны и фрагментарны. Это хорошо осознают и современные физики, и восточные мистики

О словах и парадоксах:

И мистики, и физики хотят передать свои знания, но, когда они делают это словами, их высказывания кажутся парадоксальными и полными логических противоречий

О цикличности и преобразовании форм:

Примеры единства противоположностей в современной физике можно увидеть на субатомном уровне, где частицы одновременно разрушимы и неразрушимы, материя — непрерывна и дискретна…

Концепция расширяющейся и сжимающейся Вселенной, существующей в необъятном пространстве и времени, создана не только современными физиками. Такое же представление существовало и в древней индийской мифологии

О полях и начале вещей:

После возникновения понятия поля физики стали стремиться к тому, чтобы объединить все поля в единое фундаментальное поле, в рамках которого можно было бы объяснить все физические явления… Такие понятия, как Брахман в индуизме, Дхармакайя в буддизме и Дао в даосизме, могут рассматриваться как эквивалент конечного объединенного поля, из которого берут начало… все явления вообще

В китайской философии идея поля присутствует уже в самом понятии Дао, которое, будучи пустым и бесформенным, порождает все формы

О частицах, как связующем звене между процессами преобразования:

…частица — промежуточная система, соединяющая процессы в А и В. Она существует и имеет смысл только как связующее звено между подготовкой эксперимента и измерением. Ее свойства нельзя определить независимо от этих процессов

Пространство и время полностью эквивалентны друг другу… Если мы хотим получить картину этого взаимодействия, то должны сделать четырехмерную «моментальную фотографию», отображающую интересующие нас временной промежуток и область пространства

Я не стал приводить цитаты, которые отсылают к прям совсем хардкорной физике со схемами, формулами и прочим, но это там тоже есть.

Читается не так легко, как, например, то же «Тонкое искусство пофигизма», но если хочется посидеть пару вечеров и подумать над своими взглядами на мир, то рекомендую прочесть.

О чём стоит хотя бы немного знать перед тем, как начать читать:

  • О физике элементарных частиц и стандартной модели, без них будет туго осилить хардкорные главы. Мне помог непрофильный университетский курс.
  • Об истории буддизма, даосизма или индуизма. Хорошо, если вы знаете о том, как они зародились и когда, это даст больше контекста. Мне опять‑таки помог двусеместровый курс философии в университете.

Кроме самой книги я ещё посоветую:

← Санкт‑Петербург, август 2018 Управление состоянием приложения с помощью конечного автомата →