Что я понял за полтора года преподавания

Полтора года назад я провёл своё первое занятие в Нетологии. С тех пор я читал лекции, проверял домашние задания, менторил дипломные проекты и даже сам был студентом на одном из курсов. За это время я смог осознать для себя некоторые штуки о процессе обучения, которыми решил поделиться.

Будьте аккуратнее с новыми терминами

Если вы объясняете новичкам незнакомые термины, то это стоит делать понятиями, которые им уже известны. Следовать этому правилу труднее, чем кажется.

При переходе из разработки в преподавание, многое кажется очевидным. Маржины схлопываются, флоты надо сбрасывать, у боди есть отступы по умолчанию. Разработчики к этому настолько привыкают, что перестают замечать.

Но как только вы начнёте объяснять это другим людям, у них вполне оправданно появится куча вопросов. Что за маржины, что значит «схлопываются», как сбрасывать флоты, зачем они нужны, откуда отступы, зачем они там?

Чтобы объяснить эти тонкости, надо использовать уже знакомые понятия. Потому что иначе вы не только не объясните, что хотели, но и отобьёте интерес к теме. Никому не хочется разбираться в непонятной фигне, по крайней мере — в чересчур непонятной.

Поэтому объяснение нового термина должно:

  • состоять из уже известных понятий;
  • быть последовательным, строиться от целого к частному либо наоборот.

Избегайте путаницы

Если у термина есть синонимы (флот ⇔ плавающий элемент), надо это пояснить на старте.

Можно также объяснить, почему эти термины взаимозаменяемы. (Флот переводится, как плавающий, а используется такой элемент, чтобы его «обтекал» текст. Поэтому он как бы плавающий, это такой грубый перевод.)

Тем не менее, я стараюсь использовать один термин по ходу объяснения, даже если проговариваю синонимы в начале. Просто чтобы ученику не приходилось лишний раз соотносить новое понятие с ещё одним словом.

Автоматизируйте всё, что можно

Большую часть времени я тратил на ревью решений. В них важно не только рассказать, что неправильно и почему другое решение было бы лучше, но и понять, почему ученик сделал именно такую ошибку.

Часть ошибок — заблуждения, которые возникают при погружении в тему. На такие ошибки стоит заранее приготовить развёрнутое объяснение, почему заблуждение — это именно заблуждение, и как решить задачу было бы правильнее.

Нетипичные ошибки более редкие. Они особенно важны, потому что как бы ставят под вопрос рациональность технологии. На них отвечать надо ещё более полно.

Грамотно объяснить сложные вещи, будучи уставшим, трудно. Именно чтобы не уставать от ответов на типичные ошибки, лучше на них заранее готовить развёрнутый ответ.

Объясняйте на примерах

Объяснение с примерами понятнее. Я пробовал объяснять и абстрактно, и на примерах — на примерах лучше.

Абстракция — ресурсозатратная штука. Даже чтобы представить что‑то уже знакомое, требуется внимание и сосредоточенность. Чтобы представить какое‑то новое понятие, ресурсов потребуется больше.

Примеры будут экономить ученикам внимание и силы. Кроме этого они сильнее связывают новое понятие с каким‑то процессом или образом. И, возможно, как мне кажется, я не уверен, но так ученики лучше запомнят то, о чём вы говорили.

Делайте перерывы во время занятия

Во время объяснений стоит делать небольшие перерывы.

У меня не всегда получается вовремя вспомнить о них, потому что есть ограничение по времени на лекцию. Иногда я просто забываю о них. Но в последнее время стараюсь делать перерывы чаще и спрашиваю, какие есть вопросы.

Ученикам перерыв даёт время передохнуть и восстановить внимание. Вам — перевести дыхание.

Стимулируйте обратную связь

Задавать вопросы страшно и неловко. Но вопросы надо поощрять и стимулировать. Часто перед ответом на вопрос я говорю, что вопрос хороший, логичный или правильный. Не знаю, насколько это снижает страх задавать вопросы, надеюсь, помогает.

Если вопрос задан расплывчато, и вам непонятно, как ответить, просто уточните, что имелось в виду. И, если в чём‑то сомневаетесь, не стесняйтесь гуглить прямо во время занятия. Я так и говорю: «не уверен, давайте прямо сейчас и загуглим».

Пейте воду во время занятия

Мне трудно долго говорить, особенно если приходится следить за таймингом и проговаривать слова быстро и громко. Поэтому я во время лекции иногда отвлекаюсь на глоток воды. Голос не садится к концу, а ещё это помогает сделать вынужденный перерыв.

Пить воду ещё можно, если чувствуете, что плывёте или сильно волнуетесь. Это работает как микротаймаут: пока пьёте воду, можно перевести дух, сформулировать мысль и продолжить.

Дозируйте время на ревью

Любую работу стоит дозировать и разбивать на кусочки. Если два часа подряд ревьюить домашки, то к концу вы будете чувствовать большую усталость, чем если бы чередовали ревью с задачами по другим проектам.

Дело в монотонности, от неё надо избавляться. Чередовать темы, тасовать задачи, менять вид деятельности. Короче, делать всё, чтобы ревью не приедалось. Иначе отвечать свежо не получится и просто пропустить вопрос, на который стоит дать более развёрнутый ответ, или ошибку в решении.

Получайте пользу

Преподавание учит точнее выражать мысли и задумываться об аспектах разработки, о которых раньше вы бы не стали задумываться. Это почти как заново научиться верстать.

Если есть возможность заниматься менторством, то пробуйте. Вы глубже поймёте то, что знаете, научитесь объяснять сложные понятия и сможете помочь кому‑то разобраться с новыми для них вещами.

← «Отдебажь это!» Пола Батчера Куршская коса, июнь 2018 →