Потерянная абстракция

Давайте с места в карьер. Представим, что есть программа, которая управляет выдачей книг читателям. За каждым читателем закрепляется полка с книгами, которые ему доступны.

У нас будет класс Reader, который представляет читателя. Он принимает данные о пользователе и полке, привязанной к нему.

Ещё у нас будет код, который использует экземпляр этого класса в условии внизу. В нём мы будем проверять, есть ли определённая книга на полке у этого читателя и может ли он её прочесть.

Вопрос: что не так с этим условием в конце?

class Reader {
  constructor(user, shelf) {
    this.user = user
    this.shelf = shelf
  }

  getBooksFromShelf = () =>
    this.shelf.getBooks()
}

const reader = new Reader(
  someUserData, 
  someBookShelfData)

// вот тут проблема ↓
if (reader.getBooksFromShelf().contains(book.id)) {
  // ...
}

На первый взгляд всё, вроде, адекватно, но можно сделать лучше.

Смысл вместо реализации

Сейчас код показывает, как действие реализуется технически, в понятиях структур данных. Техническая реализация обычно многословна и сложна, поэтому понять сразу, что тут происходит, — трудно.

Но как только мы…

// заменим условие на метод-предикат canRead,
// в который вынесем всю техническую реализацию...
if (reader.canRead(book)) {
  // ...
}

class Reader {
  // ...
  canRead = book => 
    this.getBooksFromShelf().contains(book.id)
}

…код станет гораздо понятнее.

Говорящий метод

Изменилось мало: мы добавили метод, который скрывает внутри себя то, что раньше находилось в условии. Но благодаря ему мы теперь не говорим, как мы хотим что‑то сделать; мы говорим, что мы хотим сделать.

Мы начинаем описывать взаимодействие между сущностями через процессы из предметной области. Такое описание облегчает чтение кода, потому что выражает намерение — чего мы хотим добиться в результате.

Подобный метод похож в какой‑то мере на фасад, потому что скрывает подробности реализации за собой. Только в нашем случае мы дополнительно переходим от технического языка к понятиям предметной области, оперировать которыми естественнее и проще при описании процессов в системе.

В книге “97 Things Every Programmer Should Know” есть глава “Code in the Language of Domain”. Она как раз описывает подобные случаи.

Ссылочки, ссылочки, ссылочки

Ютуб, книга, два конспекта и статья:

Не надо заставлять →