Как стать сильным

В феврале в Уфу приезжал Женя Арутюнов с лекцией «Как стать сильным». Он рассказал, как повысить свою профессиональную ценность и получать большее удовлетворение от работы. Я написал короткий конспект.

Ответственность

Действия водителя автомобиля зависят от внешней среды, но какое решение принять, выбирает он. Ответственность — когда пересаживаешься с пассажирского сиденья за руль и берёшь управление на себя.

Чтобы управлять комфортно, нужно «прокачивать свою машину». Чем больше опыт и круче скиллы, тем меньше зависишь от обстоятельств и больше от своих решений. Машина превращается в танк.

Книги

Голова может быть свалкой, где трудно что‑либо найти, или стеллажами, где удобно ориентироваться. Книги помогают организовать знания и превратить свалку в стеллаж.

Важнее остальных фундаментальные знания — такие, которые будут актуальны через 20–50 лет. Знания о человеческом теле и психологии; экономике и рынке; потреблении и ценности; управлении проектами и людьми. Из‑за роботизации важны знания об устройстве компьютеров.

Советы

Думать своей головой — хорошо. Но есть знания, которые уже произвели за нас. Нужно уметь впитывать их, пропускать через себя, чтобы быстрее расти — это инструмент.

Когда просишь совета, быть готовым сделать, как скажут, даже если не согласен. Иначе просить совета смысла нет. Советчиков нужно правильно выбирать.

Клиент всегда прав на первом месте

Некоторые вещи субъективны. Если клиент говорит, что суп слишком горячий, то нет смысла убеждать его в обратном. Нужно быть заинтересованным в решении задачи.

Искренняя заинтересованность создаёт такое настроение у клиента, когда ему кажется, что он избранный. Заинтересованность исполнителя — дефицит, поэтому высоко ценится.

Задавать вопросы важно

В любой ситуации, а не только когда идёшь на переговоры с целью задать много открытых вопросов. Поведение и общение людей зависит от контекста, который меняется.

Метод

Разработать и формализовать метод, по которому получается качественно работать. Без метода и его совершенствования не получится целенаправленно развиваться.

Чтобы сформулировать его, надо спросить себя «Что я умею? Как это получается?». Сформулированный метод, например, поможет понять, почему не хочется начинать предложенный проект, покажет причины и возможные решения.

На половине противника

Быть в мире клиента: узнать смысл задачи, цели, понять как работает бизнес и т. д. Клиент будет рад говорить о том, в чём разбирается.

Быть заинтересованным, так как часто люди не интересуются другими людьми. Если не получается вытянуть факты из клиента, можно использовать тактику нелепых предположений.

Говорить «нет»

Чтобы отказать в нужный момент и не быть мудаком, надо понимать свой метод, роль и задачу. Отказывать с пользой, качество и польза важнее денег. Если уверен по опыту, что не получится, можно отказать и предложить другое решение. Если клиент уйдёт — не страшно.

Отказывать нужно не когда уже поздно, а когда нарушаются границы, например, предлагают другой метод работы. Но если берёшься за проект, он становится твоей областью ответственности.

Синхронизация

Конфликты происходят в отношениях из‑за разных ожиданий, поэтому их надо корректировать. Пример — напомнить о задаче, ценностях и результатах, о которых договаривались на предыдущей встрече.

Помнить, что другой человек не читает чужих мыслей. Как только старые договорённости перестают работать, нужно сразу передоговориться, иначе возникнет конфликт.

Синхронизироваться нужно постоянно, так как ожидания меняются, и это зависит от внешних факторов.

Объём

Не изолировать себя от внешнего мира. «Плоский» дизайнер или разработчик не думает о продукте, своей роли в нём. «Объёмный» всю дорогу интересуется его местом, местом его работы в реальности.

Текст

Текст нужен, чтобы вытащить мысль и поделиться ей. Помнить, что каждый понимает слова по‑своему. Анализировать слова, потому что из них можно вычленить проблему.

Когда люди не чувствуют ценности, они представляют результат менее значимым, чем он есть. Если так происходит, задавать себе вопрос: говорю ли я, что думаю. Если да, понять, почему так.

Изучать себя

Сознание думает, что у него есть мозг. Но всё наоборот: у мозга есть сознание, и оно зависит от тела. Поэтому надо изучать сигналы своего тела: когда работается и когда тянет не работать; как голод, душное помещение влияет на продуктивность и т. д.

Изобретательность

Изобретательный круче умного. Нужно импровизировать и выходить из зоны комфорта. Иначе метод работы не будет совершенствоваться.

Рутина

Каждая маленькая вещь вокруг — чей‑то большой проект. В больших проектах всегда много рутины. Надо научиться с ней справляться, без этого проект не запустится.

← Ссылки №1 Курсовик →