Саша Беспоясов
Это я.

Мой вклад в Доку

Сегодня мы запустили Доку — онлайн-энциклопедию о веб-разработке, написанную понятным и заботливым языком U•ᴥ•U

Дока — это открытая энциклопедия. Это значит, что любой, кто хочет поправить ошибку или написать новую статью, может открыть пул-реквест в репозитории проекта, и наша редакция поможет с публикацией материала.

Как я туда попал

Я попал в команду в апреле 2020 года. К тому моменту часть статей уже была написана. В основном были написаны небольшие справочные материалы — мы теперь их называем доками.

Какое-то время я помогал с доками, но скоро понял, что мне больше по душе материалы длинные и обстоятельные — теперь мы их называем статьи. После пары док, я переключился на написание статей... — и завертелось.

Что я успел написать

В основном я работал над темами из JavaScript. На HTML и CSS уже были авторы, да и последние статьи в своём блоге я писал тоже в основном про JS, так что это показалось разумным распределением сил.

За всё время, пока я был автором, я успел написать больше 30 статей. Здесь я привожу часть этих статей, сгруппированных по темам.

Возможности языка и браузерного окружения

Часть статей рассказывает о возможностях языка, и какую магию позволяют творить браузеры.

  • Приведение типов — какие типы в JS есть, что такое явное и неявное приведение типов, как к нему относится равенство строгое и нестрогое.
  • Контекст выполнения и this — что такое this и на что он ссылается при разных условиях вызова функции: как функции, метода, конструктора.
  • Области видимости и замыкания — что такое область видимости, откуда и куда мы имеем доступ, как использовать замыкания для хранения и предоставления значений, для чего нужно IIFE и как работает хойстинг.
  • Асинхронность в JS — что такое в принципе асинхронный код, за счёт чего он работает в браузере, что такое цикл событий и стек вызовов, как мы от колбеков пришли к промисам и асинхронным функциям. Это одна из моих любимых статей.
  • Модули в JS — что такое модули, зачем нужны, как работают в Node.js и браузере.
  • Версии языка, транспайлеры и бандлеры — небольшой экскурс в историю по версиям JS, причём здесь ECMAScript, зачем нужны бандлеры и транспайлеры.
  • Браузерное окружение, BOM — обзорная статья о самых часто используемых браузерных API.
  • Как браузер рисует страницы — о DOM, CSSOM, этапах отрисовки страницы от получения данных от сервера и до перерисовки, производительности и композитинге.

Стандартные задачи

Другая часть статей — с примерами, как использовать браузерные API для стандартных фронтендерских задач.

Частые понятия из программирования

Третья часть статей — о распространённых концепциях программирования.

  • Рекурсия — что такое рекурсия, для каких задач её использовать, в чём отличие от цикла.
  • API. Что это и зачем нужно — что такое API как концепт, какими API мы пользуемся каждый день, как проектировать API для общения сервера и клиента.

Работа веб-приложений

Ещё часть — о работе и устройстве современных веб-приложений.

Парадигмы программирования

Немного — о парадигмах программирования, плюсах и минусах, том, как ими пользоваться.

Софтскилы и около того

Чуточку — о полусофтскиловых темах.

Тестирование кода

Серия статей — о тестировании кода:

Архитектура и проектирование

Серия статей об архитектуре программ и паттернах проектирования:

  • Архитектура и паттерны проектирования — обзорная статья о том, что такое архитектура, какие способы организации кода придумали, как ими пользоваться, какой и когда подходит.
  • Архитектурный паттерн MVC — как делить код в зависимости от роли модулей, какие у MVC есть проблемы и компромиссы.
  • Трёхслойная архитектура — о чистой архитектуре: как делить код на слои, куда направлять зависимости, как организовать взаимодействие между слоями.
  • Организация потоков данных — о том, что такое однонаправленный поток данных и двойное связывание данных, немного о реактивности.
  • Порождающие паттерны проектирования — о паттернах, которые помогают решать задачи с созданием сущностей или групп похожих сущностей, убирают лишнее дублирование, делают процесс создания объектов короче и прямолинейнее.
  • Структурные паттерны — о паттернах, которые помогают решать задачи с тем, как совмещать и сочетать сущности вместе, заботятся о том, как сущности могут использовать друг друга.
  • Поведенческие паттерны — о паттернах, которые распределяют ответственности между модулями и определяют, как именно будет происходить общение между модулями.

Что я делаю сейчас

Сейчас я отошёл от написания и переключился на ревью материалов. Так сказать, ушёл в редакцию 😃

Мы хотим, чтобы Дока развивалась не благодаря десятку человек, а чтобы её двигало и улучшало всё сообщество. Поэтому мы решили перестроить процессы и бросить силы на редактуру и проверку пул-реквестов.

Планы и будущее

У Доки в планах не только HTML, CSS и JS, но и другие разделы: SVG, доступность, а возможно она не станет ограничиваться только вебом. В общем, ожидаю, что будет интересно!

Если у вас есть идея для доки или статьи или вы хотите помочь нам закрыть материалами уже существующие плейсхолдеры — пишите нам! Встретимся в пул-реквестах на Гитхабе 👋

Чистая архитектура во фронтенде