«Мозг и тело» Сайен Бейлок

Это книга о том, как тело человека влияет на эмоции и мышление. В ней подробно описаны эксперименты, поэтому читать интересно. В некоторых частях я узнал себя :–)

Несколько цитат о связи разных отделов мозга друг с другом, ассоциативной памяти и обучении:

Пальцы и цифры делят одни и те же «просторы» в головном мозге человека, в частности теменную долю коры. Движения тела во время музыкальных репетиций помогают детям развивать свой мозг для решения математических задач. [А] люди, внезапно потерявшие способность пользоваться пальцами, теряли также способность считать в уме
Клетки мозга, неоднократно активизирующиеся в одно и то же время, тяготеют к установлению связи между собой. Иными словами, активность в одном нейроне приводит к активности в другом
По мере того как клетки снова и снова возбуждают друг друга, происходит определенный рост или изменение метаболизма связей между этими клетками, отчего они начинают ещё эффективнее стимулировать друг друга. [То есть] если одно слово часто встречается в контексте определенного действия, то его звучание провоцирует активность в двигательной области головного мозга, которая, в свою очередь, способствует более быстрому пониманию этого слова

О зависимости мышления от внешних обстоятельств и состояния тела и рекурсивности мышления:

Наше мышление встроено в тело и сопряжено с повторным переживанием схожего телесного опыта. [Следовательно] мозг не всегда четко разграничивает воспоминания из прошлого и впечатления от настоящего
Люди берут в руки электрические лампочки не так, как они хватают теннисные мячи, потому что обычно они применяют эти предметы в разных целях. Одну и ту же бутылку мы берем со стола по-разному в зависимости оттого, что собираемся с ней делать дальше...
Склонность считать более привлекательными те объекты, которые проще достать, можно назвать примером предрасположенности к физическому комфорту. Мы автоматически представляем себе, что и как мы сделали бы с помощью этого предмета, и по степени легкости взаимодействия с ним определяем, нравится он нам или нет

О зависимости эмоций от тела и рефлексии:

Нейротоксин [в ботоксе] парализует мышцы, в которые он вводится. Вместе с морщинами исчезает также и способность строить горестные и «кислые» гримасы... Медики считают, что определенные движения мышц, или отсутствие таких движений, помогает изменить настрой мозга и то, как человек переживает те или иные эмоции
Когда мы видим, слышим, читаем или думаем о чём-то плохом, мы «воплощаем» этот опыт в себе. Реакция распространяется и на нашу мимику и позу. То, как мы держим тело, в свою очередь, посылает мозгу сигнал о том, как мы себя чувствуем
Мышление есть результат взаимодействия мозга, тела и опыта, особенно эмоционального опыта
Связь между температурой и социальным комфортом ощущается человеком с самого рождения. Благодаря физическому контакту мы привыкаем ассоциировать тепло с непосредственной близостью к другим людям
Мы воспринимаем эмоционально негативные ситуации как наносящие физический вред независимо от того, чем именно они нам грозят. С эволюционной точки зрения очень разумно использовать одни и те же зоны мозга для восприятия и социальной, и физической боли. Получается значительная экономия ресурсов
Поскольку мозг не всегда проводит четкое разграничение между физической и социальной болью, некоторые из методов, применяемых для облегчения физической боли, могут сослужить нам службу и тогда, когда мы мучаемся от боли иного рода. Люди, принимающие ацетаминофен [анальгетик, прим. автора заметки] курсами на протяжении нескольких недель, сообщают, что стали [меньше] чувствовать себя социально-изолированными в повседневной жизни
Человек переводит физические, умственные, и духовные [усилия] в мышечное напряжение. Когда он привыкает дышать правильно и держать своё тело естественно, эта непринужденность сказывается и на его мышлении

О зеркальных нейронах:

Их [детей] умственные способности, такие как умение понимать мысли, чувства и намерения других людей, тоже проистекают из навыков действовать в этом мире самостоятельно. ...Малыши гораздо лучше понимают намерения окружающих, когда они умеют делать то, что делают другие у них на глазах
...Активизация двигательной системы происходит только на фоне собственного двигательного опыта человека, а не просто его знакомства с конкретным стилем танца. Когда балерины наблюдают за па и фигурами из собственного репертуара и партнеров по танцу противоположного пола, их мозг реагирует активно именно на те движения, которые выполняют они сами
Когда собственная двигательная система человека вступает в игру, [человек] получает определенные преимущества. Например, он способен предсказывать результаты действий другого человека раньше, чем они будут выполнены до конца
Зеркальные нейроны играют важную роль и в эмпатии. О них чаще всего говорят, когда речь заходит о понимании действий других людей, но они важны также и для понимания чужих эмоций

О важности обратной связи при обучении, и боли — как обратной связи:

Их [детей] двигательная система пока не посылает предупреждений о том, что ходить над обрывом рискованно. В этом кроется одна из причин, почему ходунки столь опасны: они позволяют малышам совершать движения, превосходящие их телесные возможности. В результате дети оказываются в положении, в котором они не способны предвидеть последствия своих действий. Малыши в ходунках склонны, не задумываясь, переступать через край визуального обрыва — например, через лестницу в доме
Ходунки не просто опасны — они замедляют развитие моторики. Дети, проводящие в этих приспособлениях много времени, осваивают умение самостоятельно держаться на ногах не так быстро, как могли бы. Они просто привыкают к тому, что в положении стоя их вес удерживает устройство

Об обучении через опыт и пользе движения для мозга:

Мария Монтессори: «Одна из величайших ошибок нашего времени состоит в том, что мы думаем о движении как о чем-то оторванном от высших функций… Умственное развитие должно быть связано с движением и зависеть от него… При наблюдении за ребенком становится очевидным, что развитие разума происходит через движение… Разум и движение являются частями единого целого»
Физическое участие в опыте действительно облегчает усвоение теоретических знаний. [Потому что] при выстраивании своей концепции реальности мы полагаемся на собственный конкретный физический опыт

О пользе движения для решения задач прямо в точку:

Иногда, чтобы найти лучший вариант, нужно просто начать двигаться... Читая что-нибудь, сбивающее с толку, или пытаясь найти решение сложной проблемы, мы нередко начинаем инстинктивно искать место, где бы присесть, чтобы сконцентрироваться. Но в такие моменты обездвижить себя, наверное, худшее из того, что можно сделать
Когда мы в прямом смысле выходим за какие-то физические рамки, чтобы подумать, например выбираемся на улицу или просто прогуливаемся, нам становится легче устанавливать новые связи между далекими друг от друга идеями
Интенсивная физическая нагрузка важна для роста новых мозговых клеток... Короткие серии аэробных упражнений улучшают циркуляцию нейротрансмиттера дофамина, участвующего в передаче нервного импульса
Если у вас есть возможность взять перерыв, то вы повысите свои шансы найти ещё несколько новых вариантов решения задачи

О языках и речи:

Языковеды полагают, что нам трудно вникнуть в чужую речь потому, что никогда не доводилось совершать такие движения языком и ртом, какие необходимы для правильного произнесения этих звуков. Тренируясь говорить на иностранном языке с правильным произношением, вы не просто слушаете, как на нём говорят другие, — двигательная практика облегчает вам понимание незнакомых слов
Обмен идеями воспринимается человеком как продолжение обмена предметами. При восприятии речи двигательная система активизируется, если слова содержат в себе значение передачи чего-либо кому-либо независимо оттого, происходит ли реальное перемещение предметов

О жестах:

Жесты — просто «побочный эффект» попыток мысленно симулировать выполнение определенных действий. Жесты «анимируют» наши мысленные блокноты для заметок, позволяя нам проиграть действие руками, прежде чем мы осуществим его в реальной жизни или продумаем в достаточной степени, чтобы выразить словами
Жесты играют важную роль не только в донесении информации до слушателей. Они помогают нам высвободить умственную энергию
Жесты также служат мысленным блокнотом для заметок, когда вы обдумываете сложные вопросы

О медитации:

Осознанная медитация, возможно, лучший пример фокусировки на своём организме
Медитация помогает изменить мозг. [Она] не только снижает тревожность и ослабляет хроническую боль, но может уменьшить и симптомы обсессивно-компульсивного расстройства личности
Сначала приходится задействовать много ресурсов рабочей памяти и сознания на то, чтобы контролировать положение тела. Но со временем движения становятся привычными и начинаешь выполнять их автоматически. Только тогда можно уже перевести освободившиеся мыслительные «мощности» на что-то другое, например на изучение теории музыки или интерпретацию музыкальных произведений

В общем, рекомендую. В ней 340 страниц, читается быстро.

А ещё эту книгу дополнят:

  • «Человек, который принял жену за шляпу» — Оливера Сакса
  • «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» — Вилеайнура Рамачандрана
  • «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» — Криса Фрита