«Слепой часовщик» и «Бог как иллюзия»

Автор книг — эволюционный биолог Ричард Докинз. Книги дополняют друг друга, лучше прочесть их подряд.

Первая — о ходе эволюции. Автор объясняет, что такое эволюция, рассказывает о естественном отборе и теории Дарвина.

Об эволюции, сравнении её с инженерной мыслью:

Упорядоченное воспроизводство, которое допускает вариации, будет иметь далеко идущие последствия, если есть время для их накопления
У порождений природы их намного больше, и совершенство их [признаков замысла] превышает все попытки его измерить
Естественный отбор — слепой, бессознательный, автоматический процесс — объясняет существование и очевидную целеустремленность всех форм жизни, не имея при этом никакой цели в мозгу. У него нет никаких мыслей и никакого мысленного взора. Он не планирует будущее

О том, почему человеческое сознание слишком инертно:

Человечьи органы чувств не способны к тому, к чему способны летучие мыши — во что так трудно поверить. Трудно, поскольку мы можем воспринять это лишь нашей аппаратурой и после математических вычислений на бумаге, и трудно представить, что это небольшое животное проделывает это в своей маленькой головке. Однако математические вычисления, потребные для объяснений принципов зрения, столь же сложны и трудны, но ни для кого не составляет труда поверить, что маленькое животное может видеть. Причина такого нашего пристрастного скептицизма весьма проста — мы сами можем видеть, но не можем эхолоцировать
Животные создают у нас впечатление, что они были разработаны теоретически подкованным и практически изобретательным физиком или инженером, но не может быть и речи о том, чтобы сами летучие мыши знали или понимали эту теорию в том же смысле, в каком её понимает физик. Летучую мышь следует понимать как некий аналог полицейского радарного скоростемера, но не аналог человека, разработавшего этот прибор. Проектировщик полицейского радарного скоростеметра понимал теорию эффекта Допплера и выразил это понимание в математических уравнениях, записанных на бумаге. Знания проектировщика воплощены в разработанном приборе, но сам прибор не понимает, как он работает

О естественном отборе:

Если бы эволюционный прогресс полагался на одноразовый отбор, то он никогда и нигде не имел бы места. Однако, если где-нибудь и как-нибудь слепые силы природы создадут условия для нарастающего отбора, то необыкновенные и удивительные последствия не заставят себя ждать
Естественный отбор не отбирает непосредственно гены — он отбирает эффекты, которые гены оказывают на тела: это так называемые фенотипические эффекты
Нарастающий отбор — вот ключ ко всем нашим современным объяснениям жизни. Он связывает ряд приемлемо вероятных событий (случайные мутации) в единую неслучайную цепь, и в конце этой цепи появляется готовое изделие

О религии:

Любой бог, способный разумно проектировать что-то столь же сложное, механизм копирования ДНК и синтеза белка, должен быть, по меньшей мере, столь же сложен и организован, как и сам этот механизм

И здесь стоит перейти ко второй книге, где автор рассказывает, почему невозможно доказать, существует бог или нет. О том, как религия влияет на общество, почему она так крепко прижилась. Рассказывает о стереотипах, о том, насколько инертно человеческое мышление, и как сильно мы зависим от мнения окружающих.

О стереотипах:

Ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным
Естественный отбор благоприятствовал выживанию детей, мозг которых предрасположен доверять мнению родителей и старейшин племени... Однако обратной стороной доверчивого послушания является бездумное легковерие. Неизбежный побочный продукт — уязвимость к заражению вирусами мышления

О доказательствах:

Берётся какой-нибудь статистически невероятный естественный феномен... единственной доступной воображению авторов альтернативой его случайному возникновению является «разумный замысел». Поэтому всё объявляется делом рук творца
Бог находится за пределами науки, научные аргументы, которые я привык использовать в моей профессии, не имеют силы

Об осознании религии:

Не «ребёнок-мусульманин», а «ребёнок родителей-мусульман». Ребёнок слишком мал, чтобы понять, мусульманин он или нет... разве это не насилие — навешивать религиозные ярлыки на детей, которые ещё слишком малы, чтобы думать о таких сложных вещах?
Выгоднее верить в бога, потому что, если он есть, вы получаете вечное блаженство, а если его нет, то вы при этом ничего не теряете. С другой стороны, если вы не верите в бога, а оказывается, что он существует, вы прокляты навечно; если же вы правы и его нет, то для вас ничего не меняется. Выбор на первый взгляд очевиден: верьте в бога

О естественном отборе и почему религия существует:

Естественный отбор —... это единственная рабочая, действенная альтернатива случайности из всех когда-либо предложенных
Естественный отбор терпеть не может попусту транжирить ресурсы, и потому любое универсальное для вида свойство — как, например, религия — должно обеспечивать какое-либо преимущество, иначе оно бы давно исчезло

О лжи и морали:

Ложь как жизненное правило — внутренне нестабильна... Эгоизм, или паразитирование на других, может сработать и принести мне пользу лишь в обществе, где моё поведение — исключение из правила
Я пытаюсь доказать, что, откуда бы ни появилась современная мораль, источник её — никак не Библия... Нравственность, скорее всего, старше религии
Если каждый начнет карать и миловать в соответствии с личными убеждениями, а не с принятыми в стране законами, общество скатится в чудовищный хаос

Об ошибках:

Если в научной книге допускается ошибка, её обнаружение и внесение исправлений в последующие издания является только делом времени. Со священными книгами такого, естественно, не случается
«Дорогой коллега, позвольте выразить вам мою благодарность. Все эти пятнадцать лет я заблуждался»... Фундаменталист бы никогда не смог произнести такое

P. S. Вместе с этими книгами советую прочесть «Внутреннюю рыбу» Шубина, и «Мозг и душу» Фрита.